On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2719
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.09 19:55. Заголовок: Ранняя специализация


Не хочу эту темы в провокационные, хотя и можно было бы. Короче. Предлагается обсудить раннюю специализацию вообще и конкретно в шахматах в частности. Тема на столько большая и сложная, что очень интересный трёп может выйти.
Для затравки и провокации один сюжетик из Инета и один очень спорный тезис от меня любимого. Сначала сюжетик. Зацените! http://autopeople.ru/news/law/9422.html
Вам это не напоминает - шахматы в один-два года? Нет? За малыша не страшно, когда вы на эту картинку смотрите? Папа его с головой дружит или где?
Ну, за шахматной доской конечно проблемно так побиться как на мотоцикле (а мотоцикл у малыша достаточно серьёзный)
Теперь провокационная мысль. Тут периодически возникала тема шахмат и пьянства подростков. Неприемлемости выпивки тренера с учениками (кто спорит!). А теперь я провокационно выскажусь.
Родители, которые, решив всё за ребёнка с самого раннего возраста, не дав ему свободу выбора, в чём-то серьёзном ущемив и ограничив его в детстве в смысле познания мира и позиционирования в нём себя как личности, вдруг, они часто совершают гораздо большее преступление перед своим ребёнком применительно к его дальнейшей взрослой жизни, чем родители где-то и как-то не уследившие, что сын выпил, а дочь поздно вернулась домой. Только последствия этого не видны сразу. На поверхности сплошная ЛЕПОТА и достижения. А потом... Почитайте хотя бы того же Р. Загайнова о Борисе Беккере... Выдающийся немецкий теннисист был и к суициду близок и т. д. А шахматисты, которые уже потом спиваются... Очень сильные шахматисты. Которые в детстве и юношестве ни грамма...
Я не за пьянство. Но, подумайте, а может ранняя спецуха - это зло? Не для всех (как и выпивка кстати с юных лет) а для большинства, которые в результате ещё и отработанным материалом могут стать ни смотря на все усилия. И без нормального детства тоже останутся.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 148 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]







Сообщение: 169
Настроение: оптимистичное
Зарегистрирован: 02.01.08
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.09 22:06. Заголовок: Я тут порылся в толк..


Я тут порылся в толковых словарях. Толкования слова успешность не существует! Есть слово успех. Если сконцентрировать суть, то успех - достижение определённой цели.

Если захотите, потом распишу свою мысль поподробнее. Но пока кратко. Я считаю, что успешный человек - это человек осознающий чего он хочет, и умеющий этого достигать. Делает его это счастливым или нет - это уже второй вопрос.

Применительно к вопросу о ранней специализации возникает проблема. Если достижение успеха (принудительное) вступает в противоречие, как бы поточнее выразится, счастливому состоянию ребёнка (не только в настоящем, но и возможно в дальнейшей его жизни), то что важнее счастье ребёнка иди его возможный успех? Причём не факт, что сам ребёнок будет считать себя успешным, достигнув чего-нибудь чего он и не хотел.

И ещё. Уважаемый админ, я конечно понимаю, что большинство на этом форуме связаны с детскими шахматами. Но эта тема про раннюю специализацию вообще, а не только в так любимом нами виде спорта Давайте постараемся, чтобы при обсуждении нас помереже затягивало на 64 клетки

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.09 22:09. Заголовок: Админ пишет: Однозн..


Админ пишет:

 цитата:
Однозначно - ниже.


Не уверен. Посмотрел рейтинг лист на 30 августа, сделал выборку по российским игрокам 1982-1990 г. р. с рейтингом 2500 и выше. Оказалось таких 53 игрока, среди них три женщины. Возглавлет список Митя Яковенко, замыкает - Наталья Погонина. О ранней специализации из этого массива, кстати, можно вести речь только о двух-трех десятках. Большинство - продукт либо смешанный, либо чисто ДЮСШовский. В основном все имеют высшее образование или учаться. Один из моих тут вообще отмочил - в аспирантуру собрался, считает что можно совмещать профессиональные занятия шахматами с серьезной учебой... Причем, по доходам он уже сейчас вполне может содержать семью.
О перспективах доходов (в сравнение со средним классом) у этой категории людей говорить пока рано, но насколько я понимаю, что Яковенко, Грищук, Костенюк, Косинцева - не бедствуют. Возможно, большинству еще до стандартов среднего класса далеко, но и время имеется подтянуться...
Надо заметить, что гроссмейстеры вполне могут обеспечить себя неплохими заработками, ели не будут сосредотачиваться только на игре, а заниматься и другими сопутствующими видами деятельности: журналистика, тренерские и косультационные услуги...
На мой взгляд, говорить о каком то вреде ранней специализации в шахматам, по крайней мере преждевременно.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2736
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.09 22:16. Заголовок: Владимир Николаевич...


Владимир Николаевич. Хорошо. Понятно, что 53. Вы посчитали. Понятно, что не все - ранняя специализация. но я ещё и браке от этой ранней специализации писал, масштабы которого мы по рейтинг листу уже не оценим...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.09 22:25. Заголовок: Админ пишет: В выбо..


Админ пишет:

 цитата:
В выборке от 1982 года рождения и моложе естественно найдутся очень сильные молодые шахматисты.

Еще раз повторяю, что выборка взята не с потолка, а с учетом того, что с 1991 года в России стали проводится первенства до 10, 12 лет.


Админ пишет:

 цитата:
А сколько вот тех, кто обломался с ранней спецухой и кому (возможно) это нанесло очень серьёзный и невосполнимый урон? А вот это уже мы не сосчитаем и не прикинем просто никак.



Почему не прикинем. Вполне. Таблицы первенств России с 2002 года вполне доступны. Есть рейтинг лист, т. е источники для анализа имеются. Выбрать список, тех кто завязал с шахматами, изучить их принадлежность к "ранней специализации" и тогда можно будет делать какие то определенные выводы. Я ориентируюсь на свой опыт и ситуацию у нас, в Башкирии.
Реально не самореализовалсь в шахматах три человека 1983 -1984 г.р. Причем, у одного была жуткая личная мотивация, двое - отнеслись к прекращению процесса совершенно спокойно. все закончили ВУЗы, работают.
Больше какой то фанатичной ранней специализации, где все поставлено только на шахматы, я не наблюдал.
И это за 10 последних лет.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.09 22:31. Заголовок: Породько Александр п..


Породько Александр пишет:

 цитата:
Но эта тема про раннюю специализацию вообще



Понимаете в чем проблема. Можно конечно рассуждать о чем то, так как вы предлагаете, т. е. "вообще", но, я например, не являюсь специалистом в области балета или там, фигурного катания. Ряд ученых мужей говорит, что рання специализация в спорте, где повышенные физические нагрузки - не есть хорошо. Наверное, они правы. А вот применительно к шахматам, у меня имеются большие сомнения на этот счет.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.09 22:44. Заголовок: Породько Александр п..


Породько Александр пишет:

 цитата:
Если достижение успеха (принудительное) вступает в противоречие, как бы поточнее выразится, счастливому состоянию ребёнка (не только в настоящем, но и возможно в дальнейшей его жизни), то что важнее счастье ребёнка иди его возможный успех? Причём не факт, что сам ребёнок будет считать себя успешным, достигнув чего-нибудь чего он и не хотел.



Я так понимаю, сестры Полгар, Камский и Костенюк не попадают под действие этой тезы.
Жизнь, слава Богу, всегда сложнее, чем мы о ней думаем.

Я как то слышал при обсуждении этой темы родителями, такой аргумент: что может хотеть ребенок пяти лет, совершенно не знающий жизни? И я не знаю, как правильно ответить на этот вопрос. Хотя, вообщем то, уже дед

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2737
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 06:30. Заголовок: В. Старцев пишет Ря..


В. Старцев пишет


 цитата:
Ряд ученых мужей говорит, что рання специализация в спорте, где повышенные физические нагрузки - не есть хорошо. Наверное, они правы. А вот применительно к шахматам, у меня имеются большие сомнения на этот счет.



Безусловно. Серьёзный спорт вообще калечит. Только применительно к шахматам есть и не физические, а нервные нагрузки, нагрузки на психику, вред от долгого статичного положения, не есть хорошо для позвоночника и т. д.
И те, кто об этом писал так же имеются.
Гроссмейстер Сергей Загребельный, например

http://vladchess.ru/articles/articles_3.html

Если вы сравните рекомендуемый режим для школьника младших классов в школе и то, что происходит с детьми этого возраста на ответственных соревнованиях по шахматам, то неизбежно увидите, что очень многое, начиная от контроля времени, количества человека-часов за доской, нервное напряжение, стресс и т. д входит в разрез с тем, что считают здоровым специалисты медицины, психологии и т. д.
А потом ещё и моральные проблемы начинаются...

Только если ребёнок сердце себе испортит (у меня когда-то был ученик, который в шахматы пришёл после биатлона - в 11 лет). Завязать пришлось с биатлоном - сердце подсадил... Так это ЭКГ покажет, а вот здесь уже последствия нагрузок на нервную систему будут или иметь отдалённый характер или родители на это предпочтут закрывать глаза (поплачет - перестанет). С сердцем не пошутить - это все понимают, а с нервной системой - можно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 11:55. Заголовок: Админ пишет: то неи..


Админ пишет:

 цитата:
то неизбежно увидите, что очень многое, начиная от контроля времени, количества человека-часов за доской, нервное напряжение, стресс и т. д входит в разрез с тем, что считают здоровым специалисты медицины, психологии и т. д.



Вижу Александр, вижу. И согласен с мнением специалистов... Проблема в подходе. Полностью устранить малоподвижность нашего вида спорта нельзя, стрессы и нервное напряжение - наверное тоже. Но максимально минимизировать эти вещи можно.
Я приведу вам пример из ранней специализации - музыка (рояль, скрипка, та же гитара) Статичные позы, если хочешь чего то достигнуть, надо очень много заниматься. А стрессы на разных детских конкурсах, которых равелось великое множество...
Проблема здесь не в самом спорте (шахматах или биатлоне), а методиках, которые применяются и условиях, которые созданы во время соревнований и занятий.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2739
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 17:59. Заголовок: Знаете, Владимир Ник..


Знаете, Владимир Николаевич... Шахматы от музыки очень сильно отличаются и ... не в пользу шахмат в этом вопросе.
1. Я боюсь конечно ошибиться, но там не практикуют всероссийские конкурсы юных исполнителей, которым ещё не исполнилось 8 лет...
2. Все их фестивали... Да. Там тоже стресс, там те же амбиционные родители, только есть нюансик. У них там (как правило) не одна номинация. Кстати, нечто подобное и на предметных олимпиадах...Там (после проведения мероприятия) конечно будет и САМЫЙ-САМЫЙ-САМЫЙ... Но ещё к этому САМОМУ-САМОМУ-САМОМУ ещё целая группа очень довольных победителей - кто в чём. Там столько можно напридумывать и уже напридумывали, что...
Одним словом, есть такое понятие - лауреат. Это же не спорт!
Всё же до чего в этом вопросе могут додуматься шахматисты, в лучшем случае выражается в дипломе каждому участнику, а так... Победителей только три.
3. Никому в страшном сне не привидится, чтобы на какой-то музыкальный фестиваль привели (привезли) ребёнка, который с трудом может пару клавиш на рояле нажать чтобы хоть что-то похожее на музыку из сего инструмента извлечь. Там же всё сразу видно и слышно будет! А откровенно начинающие дети на первенствах России до 8 лет - не редкость.
4. Подготовка там конечно плотная, но сам акт выступления - очень короткий. Это не многодневный шахматный марафон
5. На музыкальных фестивалях все настоящие нервы оттягиваются на тот момент, когда ребёнок всё таки будет постарше. В шахматах же, планка всё отодвигается и отодвигается вниз... Она и отметку до 6 наверняка преодолеет. Нет ничего невозможного

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 18:10. Заголовок: Админ пишет: Всё же..


Админ пишет:

 цитата:
Всё же до чего в этом вопросе могут додуматься шахматисты, в лучшем случае выражается в дипломе каждому участнику, а так... Победителей только три.



Турки уже зажигают. Всем участникам ПМ или ПЕ выдают именной сертификат участника. Представляете, приходит в ВУЗ человечек и приносит сертификат участника ПМ по шахматам до 20 лет. На спортклуб ВУза сей факт производит незгладимое впечатление. Проверено

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2740
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 18:10. Заголовок: В общем, что я имел ..


В общем, что я имел в виду. Шахматы провоцируют родителей на раннюю специализацию в самом рискованном варианте и для здоровья детей и для дальнейших перспектив во взрослой жизни в смысле БАБАСА...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 18:25. Заголовок: Админ пишет: Знает..


Админ пишет:

 цитата:

Знаете, Владимир Николаевич... Шахматы от музыки очень сильно отличаются и ... не в пользу шахмат в этом вопросе.



Понятно, что отличаются. Речь не о соревнованиях, а о том, что для достижения профессионализма в музыке (там ранняя специализация сплошь и рядом) необходимо определенным образом воздействовать на ребенка. Если Вы считаете, что сотню -две раз в день играть какие там гаммы кому-то из детей доставляет истинное удовольствие ( нет никакого стресса) , то тогда я балерина
Но родители убеждают разными способами, потому что знают(верят), что надо. Иногда и терпение родителей заканчивается ... Тогда, как правило и завершается это "спецуха", потому как любая спецуха, это прежде всего работа.
Есть такой термин у психологов - работа под далением. Так вот, любая ранняя специализация в спорте (музыке и т. д.) - есть работа под давлением. Вопрос просто в том, что это самое давление должно быть для каждго индивидуальным.
Если вы в ответ скажете, что ребенок должен сам себе выбрать занятия по душе, то я Вас отправлю к родителям, которые задают вопрос : что может понимать ребенок в пять лет, чего он вообще может знать и хотеть? Может быть Вы знаете ответ на этот вопрос?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2741
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 18:59. Заголовок: Этим родителям можно..


Этим родителям можно ответить, что первые десять лет жизни ребёнка (уж как минимум) для того, чтобы он познавал окружающий мир и рос психически и физически здоровым, а уж никак не для выбора профессии. Но это - устаревшие воззрения


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2742
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 19:04. Заголовок: Кстати, ранняя специ..


Кстати, ранняя специализация - очень древнее изобретение. Первая страна, которая практиковала раннюю специализацию, правда в тотальном исполнении и с жестокой предварительной селекцией, была Спарта.
Человечество, правда, цивилизационно, почему-то наследовало более гуманистические идеи Эллады, но это - детали.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 19:11. Заголовок: Я тут вставлю свои п..


Я тут вставлю свои пять копеек... простите, грошей :)

1. Помнится, читал в книжке о ком-то из первых чемпионов, что в шахматные клубы в XIX веке не допускали до 14 лет, как раз из соображений воздействия соревновательного элемента на психику. Насколько я помню, и Алехин в своё время был именно вынужден играть по переписке, а не вживую, ибо по тогдашним понятиям в 13 лет в турнирах играть было рановато. Что, плохо в шахматы играли в те годы?

2. Про Моцарта. Дело-то ведь в том, что в этом случае ранней специализации как таковой и не было. Просто в то время и в том слое общества обучение музыке было чем-то естественным сродни обучению грамоте. Если кого-то читать учат в три года, это совсем не значит, что его готовят в филологи.

3. Недавно прочитал про какого-то пианиста, что «успехов он добился несмотря на то, что музыкой начал заниматься очень поздно — с шестилетнего возраста». Задумался, что же тогда рано?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2743
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 19:18. Заголовок: Я вот только чего ни..


Я вот только чего никак не пойму. Я вот более чем уверен, что по настоящему талантливый и внутренне мотивированный ребёнок, который в шахматах стартует с нуля в 9 лет в состоянии уже к 14 задвинуть большую часть из всех с ранней спецухой. И не из под палки. Почему в музыке надо начинать с трёх? С четырёх? В итоге (даже если мы встаём на позицию ранней специализации) многое решает общее количество часов, отданных тренировкам. Вот если пианист начал с 6 играть, он - что... ему времени не хватит на освоение инструмента? Это выше моего понимания вообще. Да и в шахматах есть очень сильные гроссмейстеры, которые просто не бросили этим заниматься в 16-17 лет (где их результаты не были выдающимися) и очень даже продвинулись дальше уже в интервале от 18 до 30.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 19:53. Заголовок: Админ пишет: Я вот ..


Админ пишет:

 цитата:
Я вот более чем уверен, что по настоящему талантливый и внутренне мотивированный ребёнок, который в шахматах стартует с нуля в 9 лет в состоянии уже к 14 задвинуть большую часть из всех с ранней спецухой.



Большую часть - да, но не всех. Таких же мотивированных, но с ранней "спецухой" не задвинет никто. Пример прост - 2001 год ПР до 8 выиграл Санан Сюгиров. 2590. Ближайший - Белоус - 2426

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2744
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 19:58. Заголовок: Почему-то всегда при..


Почему-то всегда приводят пример с 2001 годом. Посмотрим лет через пять - не получится ли так, что 2001 год будет не правилом, а исключением, подтверждающим какое-то другое правило ...
Так же, можно заметить, что применительно к шахматам, как к спорту высших достижений, и у Сюгирова и у Белоуса всё впереди. Мы не знаем что дальше будет

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 20:00. Заголовок: Админ пишет: В итог..


Админ пишет:

 цитата:
В итоге (даже если мы встаём на позицию ранней специализации) многое решает общее количество часов, отданных тренировкам.


Именно это и решает. Потому как в неделе 7 дней, в году 365 (про часы в сутках помалкиваю) и 3-4 лишних года занятий практически не наверстать.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2745
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 20:02. Заголовок: Не наверстать в детс..


Не наверстать в детстве положим. А что дальше? Да дальше просто вступит в силу закон больших чисел. от 20 до 30 человек способен в шахматах прогрессировать и очень даже. Об этом как-то все забыли, но ранее считалось, что пик шахматиста приходится на 30-35 лет. И это имело массу подтверждений.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 20:42. Заголовок: Админ пишет: Почему..


Админ пишет:

 цитата:
Почему-то всегда приводят пример с 2001 годом.



Все очень просто. Помню - это был первый официальный финал до 8. Да и данные доступны стали примерно с 2001 года. А не потому что этот год исключение. Можно посмотреть в архивах ПР до 8 2002, 2003 г. г. Там, полагаю, примерно такая же картинка.
Проверим. Рейтинг лист 1994 г.р возглавляет Нюдлеев Долган - 2399, 1995 г. р. Букавшин Иван - 2404 (текущий значительно выше), 1996 - Дубов Данил 2420, 1997 - Опарин Григорий -2350 (ближайший -2191)
На этом можно завершать, т. к у ребят 1998 года и младше рейтинги значительно уже значительно отличаются.
Если посмотреть во сколько лет эти ребята стартовали...
Как то изучал эту проблему. Посмотрел ЭШС на предмет того, когда великие становились мастерами. В советское время всем примерно понадобилось около 10 лет. С учетом того, что человеческий мозг с советских времен принципиально не изменился, наверное и сейчас мы имеем те же временные рамки. Плюс пару лет (не больше) я скидываю, в связи с тотальной компьютеризацией шахматного обучения. Если взять за мастерский уровень рейтинг 2450 и выше, то реально мы имеем в возрасте 15-16 лет трех шахматистов мастерского уровня Сюгиров, Ильюшонок, Белоус. К ним можно прибавить Ваню Букавшина. Можно порыться в инете, посмотреть интенсивность турнирной практики этих ребят, хотя бы за последние три-четыре года и все станет более или менее понятно. Лет семь- восемь назад я изучал этот вопрос достаточно подробно, и пришел к выводу, что примерно к 9 годам ребенок, для того, чтобы в дальнейшем прогрессировать и не отставать от ведущих ( или быть ведущим) должен иметь навыки шахматиста первого разряда. По моим понятиям первый разряд в 9 лет - это уровень первой тройки ПР до 10. Возможно у кого то появились индивидуальные методики, ускоряющие привитие основных навыков игры (понимание, расчет, знание точных позиций и вариантов). Но пока система, по моим наблюдениям, не выдавала на гора таких феноменов, например в 10-12 лет выигрывающих ПР до 14. На моей памяти (могу ошибаться) таких было всего двое - Гата Камский и Дмитрий Яковенко.
Можно, конечно, отметить и Женю Томашевского, выигравшего ПР до 18 2001 года ( опять 2001 ) в 14 лет.
Я к чему, все лидеры, помимо того, что они имеют колоссальную мотивацию и большое желание заниматься, продукт ранней специализации под которой я понимаю систему индивидуальных занятий (сборов) и практику в серьезных, статусных турнирах. Безусловно, у всех имеется(имелась) серьезная поддержка в семье.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 20:54. Заголовок: Админ пишет: Да дал..


Админ пишет:

 цитата:
Да дальше просто вступит в силу закон больших чисел. от 20 до 30 человек способен в шахматах прогрессировать и очень даже.



Может. Но есть один момент. Навыки, полученные в детстве, никуда не деваются. Их можно восстановить. Они, как бы становятся продолжением человека, являются естественными, что ли. А то, что приобретается позже 14-16 лет, не говоря о более стршем возрасте, требует постоянного тренинга. есть, конечно примеры, когда шахматисты, имеющие в 20 лет разряд кмс становились гроссмейстерами к 30 годам. Но это, как правило было связано, просто с перерывом на учебу после юношеских соревнований. Можно, конечно вспомнить Чигорина, узнавшего про шахматы в 16 ... но таких единицы. Тенденция такова, для того, чтобы чего то достичь (в т. ч и возможность зарабатывать БАБАС ) нужно начинать рано.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2746
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 21:06. Заголовок: Я, честно говоря, хо..


Я, честно говоря, хотел бы сделать паузу. а то тема выливается в диалог Старцева и Калёнова Хотелось бы ещё реплик... Впрочем, польза есть всё равно. Смотрите, Владимир Николаевич. Если я вот на этом посте и остановлюсь, то каждый прочитавший должен будет чётко осознать, что если нет возможностей для систематической работы (всё-таки это не совсем то, что вкладывается в понятие ранняя специализация) и начали не в 4 года, то расслабьтесь. Всё кончено. У ребёнка шансов нет. Очень позитивный итог на самом деле
Пока же, я замечу, что как бы всё это ни было эффективно, вся система несёт в самой себе некую опасность. Вот более чем убеждён, что количество денежной массы, который спонсоры будут выделять на шахматы в дальнейшей перспективе не будет увеличиваться... И уж во всяком случае не сможет увеличиваться таким образом, чтобы соответствовать в количественном плане отработанной методике воспроизводства гроссмейстеров.
Ну, и получим ситуацию по смыслу такого плана:

"Нет зубным врачам пути,
Cлишком много просится!
А где на всех зубов найти?
Значит - безработица!

(с) В. С. Высоцкий

В итоге - жуткая конкуренция очень сильных игроков за не соответствующее всем затратам вознаграждение для подавляющего большинства.
Организаторы самых пафосных детских турниров (при этом) точно не пострадают - им - чем больше народу, тем лучше!
Ну это - так... Не воспринимайте всерьёз

А я всё таки жду ещё участников обсуждения




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 21:15. Заголовок: Cisza пишет: Помнит..


Cisza пишет:

 цитата:
Помнится, читал в книжке о ком-то из первых чемпионов, что в шахматные клубы в XIX веке не допускали до 14 лет, как раз из соображений воздействия соревновательного элемента на психику.



Я думаю, детей не допускали не поэтому. Как правило, такие клубы располагались в увеселительных заведениях или около. Игра очень часто шла на ставку. Т. е не думаю, что основными были какие то специальные педагогические и психологические соображения. Помню, во Дворце пионеров, куда я пришел в 14 лет, нам строго настрого запрещалось играть в блиц, пока мы не достигнем хотя бы второго разряда... Говорили, что Ботвинник не велит
На самом деле, все было просто. Блиц - это в перспективе куча сломаных часов, которые купить в те времена было очень сложно. В дальнейшем, когда в Уфе заработал клуб и проблем с инвентарем не стало, играть в блиц можно было кому угодно. Я это к чему. За многими "идеологическими" вопросами, часто кроется простая бытовуха.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 22:08. Заголовок: Админ пишет: Я, чес..


Админ пишет:

 цитата:
Я, честно говоря, хотел бы сделать паузу. а то тема выливается в диалог Старцева и Калёнова Хотелось бы ещё реплик... Впрочем, польза есть всё равно. Смотрите, Владимир Николаевич. Если я вот на этом посте и остановлюсь, то каждый прочитавший должен будет чётко осознать, что если нет возможностей для систематической работы (всё-таки это не совсем то, что вкладывается в понятие ранняя специализация) и начали не в 4 года, то расслабьтесь. Всё кончено. У ребёнка шансов нет. Очень позитивный итог на самом деле



Александр! Насколько я понял, тема началась с того, что ранняя специализация вредна. Из того, что здесь было написано (не мною), те доводы, которые приводились в пользу этой тезы меня, например не убедили. Я считаю, что при определенном подходе, ранняя ( или не очень) специализация (в шахматах) дает неплохие результаты и не создает каких то супер проблем в части здоровья.
Вы приводите такой довод, что время затраченное на "спецуху" с точки зрения перспектив заработка в шахматах - чуть ли не пустая трата времени. Проблема в том, что само занятие шахматами, определенным образом развивает ребенка. Это отмечено всеми. И если даже "спецуха"" не удалась, навыки , полученные в процессе занятий, пригодятся в других областях. Причем, освоение нового шахматистом, будет идти на очень высокой скорости и проходить качественно.
Дело все в психологической ориентиентации для юного дарования и родителей. Когда я разговариваю со своими учениками, по тем или иным вопросам, то основной упор делаю на то, чтобы им объяснить что самое важное для них - качественное образование, т.е. школа - первична. Примерно через два три года занятий стараюсь, что бы ребенок вышел на режим самообучения. Естественно, не только шахматного.
При интенсивной спортивной нагрузке у моих детей не было особых проблем со школой.
Неделю назад на детском ПРБ на вопросы родителей и тренеров отвечал Роман Нечепуренко. В основном вопросы были именно такого плана, как учеба, не мешают ли шахматы, помогли ли они поступить в ВУЗ. Ответы были - интенсивные (профессиональные) занятия шахматами и учебу вшколе можно совмещать, в ВУЗ поступал сам, но, естественно, в ВУзе знали кто к ним поступает, профессиональные занятия - дорогое удовольствие и т.д.
Вопрос о заработках. В жизни, чтобы зарабатывать (нормально) необходимо овладеть хорошей профессией ( стать специалистом). Я своим "балбесам" объясняю, что шахматы, как игра, вряд ли их прокормят. Вернее, может прокормить, если ими заниматься уже максимально серьезно - т. е полностью сосредоточиться именно на этом: тренерская, журналисткая деятельность, организационаая, судейство, практическая игра). Но если вы хотите серьезно зарабатывать только игрой, то нужно входить в мировую десятку. Чего никто не гарантирует. Поэтому, если к 17 молодой человек не достигает уровня 2450-2500, ему надо успокоиться и серьезно (профессионально) заняться учебой по выбранной специальности. Шахматная же квалификация позволит ему достаточно долго "снимать" определенные призы в различных любительских турнирах, в которых можно играть в удобное время, и в то же время, вполне самореализовываться в какой то другой области. Таких примеров - достаточно. Конечно, имеются исключения - юное дарование зацикливается на шахматах, считает себя исключительным, что приводит к нехорошим моментам. У нас, напрмер, таким ярким примером был известный Вам Эрнст Максютов, котрый даже школу не закончил. Считал себя гением. Кончилось все печально. Но, должен заметить, что и в других областях человеческой жизни мы имеем подобное.
В России шахматы популярны, проводятся различные ведомственные турниры, фестивали и т. д Шахматный голод есть где удовлетворить, всегда можно подработать ... Не думаю, что диплом международного мастера или гроссмейстера кому то в жизни помешал, даже если основная деятельность не связана с шахматами.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 396
Зарегистрирован: 16.12.07
Откуда: Подольск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.08.09 23:17. Заголовок: Я вот думаю : а в са..


Я вот думаю : а в самой ли ранней специализации проблема? А может, например, в родителях, одержимых великой целью оказаться родителями Гения? Или в шахматных деятелях, использующих эту специализацию не для того чтобы открыть ребенку "дорогу к звездам", а банально для того чтобы набить карман, или удовлетворения каких-то своих амбиций?
Как замечательно сказал Владимир Николаевич,


 цитата:
За многими "идеологическими" вопросами, часто кроется простая бытовуха.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.09 01:27. Заголовок: JVV88 пишет: Я вот ..


JVV88 пишет:

 цитата:
Я вот думаю : а в самой ли ранней специализации проблема?



В голове обычно проблемы. Как там у классиков "Разруха начинается в голове"
В жизни редко бывает все гладко, тем более, когда в клубок сплетаются различные интересы большого количества людей. Очередной похоронный марш шахматам - статья Олега Корнеева. http://www.e3e5.com/newsitem.php?id=10937
Сколько уже было таких статей, а народ просто продолжает играть в шахматы.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 2748
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.09 06:11. Заголовок: Владимир Николаевич...


Владимир Николаевич.
Процититую


 цитата:
Вопрос о заработках. В жизни, чтобы зарабатывать (нормально) необходимо овладеть хорошей профессией ( стать специалистом). Я своим "балбесам" объясняю, что шахматы, как игра, вряд ли их прокормят. Вернее, может прокормить, если ими заниматься уже максимально серьезно - т. е полностью сосредоточиться именно на этом: тренерская, журналисткая деятельность, организационаая, судейство, практическая игра). Но если вы хотите серьезно зарабатывать только игрой, то нужно входить в мировую десятку. Чего никто не гарантирует. Поэтому, если к 17 молодой человек не достигает уровня 2450-2500, ему надо успокоиться и серьезно (профессионально) заняться учебой по выбранной специальности.



ЭТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РАННЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ!

У ранней специализации основная цель - СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (профессия, выбранная с детства).

То, что Вы описали в своём сообщении это ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНАЯ И ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

Далее


 цитата:
Вы приводите такой довод, что время затраченное на "спецуху" с точки зрения перспектив заработка в шахматах - чуть ли не пустая трата времени. Проблема в том, что само занятие шахматами, определенным образом развивает ребенка. Это отмечено всеми. И если даже "спецуха"" не удалась, навыки , полученные в процессе занятий, пригодятся в других областях. Причем, освоение нового шахматистом, будет идти на очень высокой скорости и проходить качественно.



Конечно в чём-то пустая. Ведь эти часы, потраченные на шахматы, это сотни и тысячи и часов, которые можно было бы потратить на что-то другое: это сотни непрочитанных в детстве книг, много часов, которые могли бы быть потрачены на то, чтобы стать здоровее и физически крепче, что-то увидеть новое (на экскурсию в Дагомысе съездить и ни на одну вместо подготовки к партии шучу конечно, посто смысл передал и т. д.)
Это сотни часов, которых не хватит именно для того, чтобы освоить что-то очень глубоко и самостоятельно из школьных предметов (выше программы). А это ведь даёт шанс не просто стать специалистом, а супер-профессионалом после ВУЗа... Математика, кстати, не меньше времени требует чем шахматы, а ещё она гораздо более объёмна по количеству информации, неисчерпаема, и на порядки сложнее... И не только математика естественно.

Шахматы развивают? Да, наверное. Уж точно (как вы описываете и делаете) навыки самостоятельной работы. Это действительно дорогого стоит. Но... Когда общаюсь с вами, ещё я несколькими людьми имеющими отношение к шахматам, наверняка, если бы пообщался с вашими учениками - хочется согласиться безоговорочно... Но лично мой опыт общения с большим числом шахматистов говорит не о том, что развивает, а о том, что это (мягко скажем) совсем не так. По меньшей мере - ОГРАНИЧИВАЕТ. Ну, это наверное мне не везёт и всё.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 107
Зарегистрирован: 15.02.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.09 08:03. Заголовок: В.Старцев пишет: По..


В.Старцев пишет:

 цитата:
Поэтому, если к 17 молодой человек не достигает уровня 2450-2500, ему надо успокоиться и серьезно (профессионально) заняться учебой по выбранной специальности.



Детям, которые серьезно занимаются шахматами в период до 17 лет, учиться некогда, большинство из них либо просто в школу не ходят, либо формально там числятся! И начинать в 17 лет серьезно заниматься учебой, это значит заново самостоятельно пройти программу пяти последних классов средней школы. выбрать специальность тоже будет проблематично, т.к. ежели не знаешь ничего, то соответственно не очень и любишь. Разумеется это все решается, но как правило не в 17 лет, а в начале 10 класса, при этом шахматы практически бросают, то есть пресловутую раннюю специализацию задвигают подальше. Те кто пытается в 17 лет это сделать, вынужден идти в на кафедру шахмат или в ВУЗы с минимальным конкурсом.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2749
Зарегистрирован: 10.12.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.09 08:23. Заголовок: А теперь давайте пос..


А теперь давайте посмотрим, что по этому поводу говорит современная наука.
http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml

Тем, кто заинтересовался, рекомендуется к прочтению ЦЕЛИКОМ.
А пока - несколько цитат


 цитата:
Сколько всего одаренных детей

Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлестывать эмоции, и они называют то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можно истолковывать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональными порывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления. Один из них - закон нормального распределения.

Он выражается графически кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой (верхняя, средняя часть колокола) символизирует норму, а симметричные левая и правая ее части - отклонения от этой нормы. Особенно широко этот закон применяется в биологии (биометрии). Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68 %, существенные отклонения в обе стороны составляют по 16 %.

Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев, пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего, роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%. Но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с 16 %. Причем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается. То есть очень высокие и очень низкие люди - большая редкость.

То же самое происходит и с умственными способностями. Но поскольку их реальное измерение произвести значительно сложнее, чем, например, рост, вес, объем грудной клетки, то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется в интервале 60-70 %, соответственно количество отклонений (одаренных и отстающих) будет находиться в этом случае в пределах 15-20 % для каждой группы.




 цитата:
Кого считают одаренным

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельностисти".

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Отметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории. Рассмотрим последовательно особенности каждой точки зрения.




 цитата:
Талантливые дети

Талантливые дети - особая категория одаренных. Разговор о них - это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.

Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.

Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов.

Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте
.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 148 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет